Цвета жизни

Цвета жизни 19 ноября 2009 года в центральном фойе Госкорпорации «Росатом» состоялось открытие персональной выставки известной нижегородской художницы Натальи Панковой. Экспозиция получила название «Жизнь цвета», хотя это словосочетание не вполне отражает характер представленных работ. Художница размышляет не о жизни цвета, как средства живописной выразительности, а воспринимает жизнь во всем ее многоцветии, буйстве красок и оттенков.


Деятельность Натальи Панковой разнообразна — она и живописец, и арт-менеджер. Ей принадлежат такие знаковые для своего времени проекты как «Конверсия» с участием российских и британских художников (1998–2000) и «Высокое напряжение» (2001–2004). Однако выставка «Жизнь цвета» не претендует на освещение всех граней разностороннего дарования художницы. Напротив, представленные работы подобраны подчеркнуто тщательно, Панкова (она сама является и куратором экспозиции) уделяет особое внимание сочетанию картин в едином выставочном пространстве, в которое превратились три этажа главного фойе здания «Росатома». Подобно тому, как соединяются цвета в ее картинах, превращая их в переливающуюся всеми оттенками солнечного спектра мозаику, также и сами картины в экспозиции соединяются в своеобразное полотно, полное энергии жизни, света и огня.

На выставке представлены картины разных лет. Здесь есть и известный публике своеобразный триптих «Птицы» (1997), и совсем недавно оконченные «Подсолнухи на синем» (2009). Но их объединяет радостная палитра, и даже холодные тона «Птиц» звучат неожиданно оптимистично.

О технике Натальи Панковой написано достаточно. Влияние русского авангарда первых десятилетий ХХ века в ее творчестве сплавилось с редким сегодня пониманием роли цвета. Уверен, что ее картины очень нравятся психологам, они словно настраивают людей на приподнятый лад, что ощущалось и на вернисаже: пришедшие с холодной, сбрызнутой мелким осенним дождем, блеклой московской улицы люди начинали улыбаться, лишь переступив порог выставочного зала…

Наталья Панкова не боится бессюжетных композиций: «Мне приснился сон» (2006), «Эмоции ветра № 1, 2, 3» (2007), «Ситуативность № 1 и 2» (2006). Но совершенно неожиданно оказывается, что художественное послание этих работ предельно ясно и определенно. Художница вызывает своего зрителя на вполне предметный разговор, причем разговор взволнованный, искренний, откровенный. Мир человеческих чувств, изменчивый, зависящий и от внешних причин вроде ветра или увиденного пейзажа, и от внутренних переживаний, оказывается необычайно богат. Но как человеку найти гармонию в мире, полном противоречий? Как сохранить внутренний свет, не потерять любовь? Ответы даны именно в этих «бессюжетных» картинах. «Спроси у ветра, спроси у красок, спроси у мечты…» — словно призывает Наталья.

К бессюжетным композициям примыкает и пейзаж «Теплое лето» (2009), и натюрморт «Тюльпаны» (2008), и портрет «Красной дамы с цветами» (1996). В них цвет также играет главенствующую роль, определяя и зрительскую эмоцию, и содержание работ. Собственно, Панкова и не скрывает этого, называя свои картины «Цветное начало № 1», «Красное» (2007), «Энергия синего» (2007). Но отражения цветочных букетов и птичьих оперений можно найти и здесь. Цветы и птицы всегда увлекали художников именно возможностью превратить их в орнамент, в декоративный элемент, в «чистое искусство» или, если хотите, в чистую энергию. Люди возникают в пространстве Панковой неожиданно, будто случайно и тоже в некоем экзотически-фантастичном ключе. Это могут быть женские фигуры в нарочито театральных одеждах, заставляющих вспомнить эскизы Экстер и Веснина («Дамы и птицы», 2002) или только лицо, но опять-таки не современное, бытовое, а напоминающее, к примеру, о египетских фресках («Летнее утро», 2007).

Слишком частое повторение слова «энергия» в связи с картинами Натальи Панковой заставляет заподозрить, что выставка «Жизнь цвета» появилась в стенах «Росатома» неслучайно, что есть некая мистическая связь между направлением деятельности госкорпорации и творчеством художницы — и та, и другая занимаются добычей энергии, а уж способ — научный или творческий — не так уж важен. Если же говорить серьезно, то «Жизнь цвета» вписывается в выставочное направление «Территории культуры Росатома» идеально, продолжая доказывать право искусства на радостный, полный гармонии и жажды жизни взгляд на мир. «Сотри случайные черты, и ты увидишь — мир прекрасен», — эти блоковские строки вполне могут быть эпиграфом к выставке, но сегодня очень немногие живописцы готовы под ним подписаться. Однако Наталья Панкова — безусловно, из их числа.


Александр Смольяков,
кандидат искусствоведения